Когда и где возникло настоящее вязание спицами? Рано или поздно эти вопросы задают все любители вязания. Причем, речь идет, именно о настоящем вязании или вязании двумя спицами, так как ему предшествовала другая, так называемая техника вязания одной иглой, которая прекрасно имитировала лицевую и изнаночную гладь. Именно это обстоятельство и вводило в заблуждение многих исследователей относительно времени и места возникновении настоящего вязания спицами. Кроме того, есть специалисты в области вязания, которые пытались доказать, что вязание спицами возникло задолго до нашей эры! На чем же основываются их доводы?
Вообще, ученые и исследователи, делая какие-либо умозаключения и выдвигая гипотезы, основываются обычно на двух видах доказательств: прямых и косвенных.
Прямые доказательства – это непосредственно артефакты, дошедшие до наших дней и хранящиеся в различных музеях планеты или частных коллекциях. Они, как правило, являются самыми точными, верными и неопровержимыми.
Косвенные доказательства – это различные рисунки, рельефы, барельефы, литературные произведения того времени, которые, часто не подтверждают напрямую и однозначно то или иное умозаключение. И выводы, сделанные на основании их анализа, являются результатом додумывания, домысла или просто фантазии автора.
Что же использовали в качестве аргументов сторонники возникновения настоящего вязания спицами еще до нашей эры, рассмотрим ниже.
Косвенные свидетельства гипотезы возникновения вязания до нашей эры.
Приверженцы гипотезы возникновения вязания задолго до нашей эры прежде всего основывались на, так называемых, косвенных доказательствах.
Например: такие сложные виды человеческой деятельности, как ткачество с помощью станка и вышивание существовали уже в 19-20 гг. до н.э. Доказательством тому служат прекрасно сохранившиеся художественно вышитые ткани и украшения, найденные в гробницах египетских фараонов. Логично предположить, что такой простой вид рукоделия, как вязание спицами, мог существовать уже в те времена. Вот что пишет приверженка гипотезы существования вязания задолго до нашей эры чехословацкая специалистка прошлого века Людмила Пешкова: вязание « практически не требует никакого технического оборудования, поскольку первоначально вязали без каких-либо приспособлений, т. е. просто на пальцах, а позднее с использованием спиц или рам».
Ее также не смущает тот факт, что не сохранились никакие образцы вязаных изделий того времени, хотя это довольно странно, ведь древние египтяне умели сохранять ткани, пропитывая их определенным составом. Людмила Пешкова объясняет это таким образом:
«Также понятно, почему не были найдены вязаные вещи того периода, ведь ручной трикотаж сравнительно легко подвергается порче. Точно так не исключено, что вначале вязаные вещи входили в каждодневный обиход низших каст (семитки, рельеф воина, носки в коптских гробницах), и, конечно, не могло не иметь значения то, что вязаные вещи можно было легко распустить и связать иные, чем значительно снижались долгосрочность и прочность материала.»
Кроме того сохранились настенные росписи, на которых изображен процесс прядения и тканья с помощью простого ткацкого станка (фото 1).
В то же время изображение процесса вязания в настенных росписях египетских гробниц не обнаружено.
В качестве еще одного косвенного доказательства существования вязания в древнем Египте приводятся примеры росписи стен гробниц, на которых изображены люди, одетые в якобы вязаные одежды. (фото 2)
Мы видим 4-х женщин с ребенком и 4-х мужчин, облаченных в «платья» хорошо облегающие фигуру. (фото 2) На основании этого многие предполагают, что это вязаное полотно. Однако эти одежды не являются платьями в современном смысле. Они представляют из себя кусок полотна, который оборачивают вокруг тела. И точно определить вязаное это полотно или тканое, глядя на рисунок практически невозможно.
Сохранилось несколько каменных рельефов из г. Ниневии столицы Ассирийского государства (ныне Ирак, г. Масул), на которых запечатлены воины в сильно обтянутой обуви. Взглянем на один из них, который условно называют «Придворные наблюдают за охотой на льва». (фото 3) Можно предположить, что на ногах у придворных вязаные носки. Однако также можно предположить, что это искусно сшитые сапоги без подошвы, из тонкой кожи, которая при ношении принимают форму ноги. В пользу этой версии также говорит шов вокруг вставки в передней части сапога.
В 19 веке была распространена гипотеза о том, что вязание спицами было известно еще в Древней Греции. Ее сторонником был Вильям Фелкин, автор работы «История машинного трикотажа и кружевных изделий машинного производства».
В.Фелкин считал, что убор, который героиня Одиссеи Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался. Именно вязаные вещи можно довольно легко и быстро распускать и создавать вновь. То, что в Одиссеи используется термин «тканье», В.Фелкин объясняет неточностью перевода и ошибками переписчиков. Но все это только догадки и предположения!
Между тем правильность перевода слова, которое характеризует работу Пенелопы как «тканье», ясна из текста речи своему мужу, который явился в дом под видом странника. В речи она упоминает о «стане великом», т. е. о большом станке, очевидно ткацком, который она поставила в своих покоях
Первые люди утесистой, солнечно-светлой Итаки,
Нудят упорно ко браку меня и наш дом разоряют;
Мне ж не по сердцу никто: ни просящий защиты, ни странник,
Ниже глашатай, служитель народа; один есть желанный
Мной – Одиссей, лишь его неотступное требует сердце.
Те же твердят непрестанно о браке; прибегнуть к обману
Я попыталась однажды; и демон меня надоумил
Стан превеликий поставить в покоях моих; начала я
Темно-широкую ткань и, собрав женихов им сказала:
Мы видим, что все косвенные факты, на которые опираются сторонники существования вязания до нашей эры, не могут быть истолкованы однозначно. Поэтому я считаю, что гипотезу существования вязания задолго до нашей эры нельзя считать доказанной. В следующих главах обратимся к артефактам вязания, дошедших до наших дней.
Самые ранние артефакты вязания, выполненные в технике «одноигольного вязания».
В этой главе мы поговорим о самых ранних археологических находках начала нашей эры, которые были так похожи на связанные спицами, что по ним ошибочно считали дату начала возникновения вязания, как вида человеческой деятельности. Речь идет о некоторых артефактах, найденных в гробницах в Египте и в захоронениях культуры Наски, существующих на территории современной Перу (с 100 г. до н.э. Д о 600 г. н.э.).
Ученые установили, что эти находки были выполнены не спицами, а в технике вязания одной иглой, которая существовала наряду со ткачеством и возникла раньше техники вязания на спицах. Возможно она была предшественницей или переходной техникой к вязанию спицами и крючком.
Итак, техника вязания одной иглой:
по-испански anillado cruzado – прересекающееся обвивание
по-английски krossknit looping – скрещенно-связанное петлеобразование или
single-needle knitting – одноигольное вязание
Эта техника была известна в Египте, в Южной Америке на территории Перу (начало н.э.), а также в более поздний период и в Европе. Особенно широко она была распространена в Скандинавии (793 г. — 1066 г. н.э.), где называлась «nalbinding – налбайндинг». Вязание одной иглой ( single-needle knitting ) еще называют «ненастоящим вязанием». А вязание спицами – настоящим вязанием или двуигольным вязанием (true or double-needle knitting).
Осуществляется «ненастоящее вязание» с помощью обыкновенной швейной иглы, в ушко которой вставлена нить.
Иглой можно вязать двумя способами. Если использовать «пересекающееся обвивание», то получится полотно, напоминающее лицевую гладь. Если использовать «узлы с двойным сцеплением», тогда создается впечатление изнаночного полотна. Техника «цилиндрического пересекающегося обвивания» соответствует вязанию спицами по кругу.
Несмотря на внешнее сходство одноигольного текстиля со связанным двумя спицами, между ними существуют структурные различия, которые хорошо видны на нижеприведенных схемах. (см. фото 4-5).
Ниже будут приведены изображения некоторых артефактов, которые ошибочно считались связанными спицами. Однако, как утверждают британские и американские специалисты музеев, в которых они находятся, выполнены эти изделия в технике одноигольного вязания. Внимательно смотрите ссылки по каждому артефакту.
Знаменитый детский носочек, у которого большой палец отделен от остальных, очевидно для ремешка сандалий. Найден в христианских (копских) гробницах в Египте в современном городе Эль-Бахнасе.
Особенно хорошо видна конструкция этих носков на другом фото, где представлена пара хорошо сохранившихся экземпляров более позднего периода. (фото 7)
Фрагмент однотонного полотна из шерсти с довольно непростым узором. Был найден при раскопках античного города Дура-Европос на Евфрате вблизи современного города Калат-эс-Салихия в Сирии. (фото 8)
На территории современного Перу в захоронениях эпохи Наски (100 г. до н.э. – 600 г. н.э.) было найдено множество плоских и объемных изделий, которые также кажутся связанными на спицах разноцветными узорами лицевой гладью. Однако специалисты считают, что они выполнены с помощью иглы пересекающимся обвиванием или по-другому в технике single-needle knitting. Необычным является тот факт, что мастера Наски умели в технике одноигольного плетения создавать объемные красочные фигурки людей, животных, растений, которыми впоследствии украшались церемониальные предметы из ткани. При этом использовалась окрашенная натуральными красителями шерсть альпаки и викуньи. Шерсть этих животных отличалась очень высоким качеством и позволяла прясть из нее тонкие и ровные нити.
Фрагмент пояса юбки (фото 9) – образец самого древнего перуанского трикотажа, выполненного в технике krossknit looping (пересекающегося обвивания, или что одно и тоже, одноигольного вязания).
Фигурки людей и птиц (фото 10-11) выполнены в технике цилиндрического пересекающегося обвивания (одноигольное цилиндрическое плетение), что соответствует круговому вязанию спицами лицевой гладью. Вместе фигурки составляют кайму, которой обычно декорировали покровы и накидки.
Очень интересна шапочка с четырьмя углами или чуку, полотно которой смотрится как изнаночная гладь. На самом деле она также выполнена в технике одноигольного вязания, но с использованием узла с двойным сцеплением. Обнаружена в 1936 году вместе с двенадцатью другими шапками в захоронении долины Наски.( Фото 12.1 и 12.2)
Следует добавить, что нет археологических находок истинного вязания, каковым является вязание спицами и крючком, в Южной Америке, которые бы относились к доколониальной эпохе. Специалисты Британского музея утверждают, что «нет никаких доказательств того, что древние перуанцы когда-либо вязали крючком или спицами.» Скорее всего вязание спицами коренное население переняло у испанцев, вторгшихся в Южную Америку в 1532 году. Жители Анд научились у испанских мужчин, которые вязали в основном чулки и шапки, круговому вязанию на спицах. Эту технику они использовали для вязания знаменитых шапок с ушами – чульо.
Итак мы увидели, что достаточно древние артефакты, датируемые началом нашей эры, выполнены были в технике одноигольного вязания, которая по внешнему виду напоминает лицевую или изнаночную гладь. Благодаря чему эти археологические находки ошибочно были приняты за древние образцы, связанные спицами. Таким образом время возникновения истинного вязания или вязания спицами отодвигается на более поздний период. Но об этом в следующей главе.
Возникновение настоящего вязания или вязания спицами.
Так когда же и где возникло “true or double-needle knitting” – «настоящее» вязание или вязание двумя спицами? Выше мы увидели, что «ненастоящее» вязание, каковым является вязание одной иглой, возникло возможно раньше или параллельно со ткачеством. Причем как в Старом Свете (корни в Египте), так и в Новом. Далее мы выяснили, что вязание спицами и крючком у андцев (Новый Свет) не существовало в доколониальную эпоху, а было перенято от испанцев после их вторжения в 1532 г.
В то же время существуют официально признанные археологические находки, которые являются, по мнению специалистов, образцами «истинного» вязания или вязания спицами. Датируются они как минимум 12 веком н.э., и практически все наиболее ранние происходят с территории Египта. Находятся все эти образцы в различных музеях, причем, многие из них можно посмотреть в онлайн каталогах этих музеев! Для иллюстрации обратимся к некоторым из них.
Одной из самых больших коллекций вязаных артефактов владеет Музей Виктории и Альберта в Великобритании. Наиболее древний артефакт, связанный именно спицами, представлен фрагмент носка, изготовленного в Египте в 12-13 в. н.э. в период исламского правления. (см. фото 13.1 и 13.2)
В онлайн каталоге музея говорится, что сине-белый узор носка перекликается с рисунком исламской керамики. Выполнен носок от пальцев вверх, излом в левой части говорит о том, что вязание выполнено по кругу. Изнанка фрагмента этого носка показывает, что цветное вязание осуществлялось в технике, которая сейчас называется жаккардовой.
Ниже представлены два целых носка из Фустата, Египет, 12-13 век. Оба находятся в Музее искусств Метрополитен в США. Один из них выполнен из хлопка (фото 14), а другой – из шерсти (фото 15). Оба связаны по кругу. Об этом говорит характерный для кругового вязания излом, который особенно хорошо виден на шерстяном носке (фото 15).
Фото 15. Носок, шерсть, 12-13 век, Египет, Фустат, период ислама.Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США.
Эти и многие другие археологические находки свидетельствуют о том, что уже к 12 веку в Египте умели вязать спицами, при этом знали круговое вязание и цветное. Многие специалисты на этом основании считают, что вязание спицами возникло все-таки в Египте! Нет единогласного мнения о более точном времени возникновения вязания. Можно привести точку зрения английского епископа Ричарда Ратта. По данным, которые он приводит в своей книге «История ручного вязания», 1987г., можно считать, что настоящее ручное вязание возникло в средневековом Египте в 7 веке н.э. Но для того, чтобы познакомиться с вескими доводами этого, несомненно авторитетного исследователя, необходимо прочесть его книгу: Rutt R. »A History of Hand Knitting», Batstord, 1987.
Ссылки:
- http://collections.vam.ac.uk/item/O128867/sock-unknown
- http://www.mfa.org/collections/object/fragment-of-a-skirt-tie-68280