Ярнбомбинг или уличное вязание — это новомодное хобби, родившееся из такого древнего вида рукоделия, как ручное вязание.
В Википедии мы найдем следующее определение:
«Уличное вязание (англ. urban knitting или англ. yarnbombing) — это явление обвязывания пряжей элементов городских улиц. Творения известны как вязаное граффити. Людей, которые увлекаются этим хобби, называют бомбардировщиками пряжей (англ. yarnbombers)»
Можно ли отнести ярнбомбинг к разновидности уличного искусства или стрит-арта (Street art)? Для ответа на этот вопрос вновь обратимся к определению в Википедии:
«Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.
Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п.»
Таким образом, уличое искусство или стрит-арт — это любое творчество, которое создается в городском пространстве.
Следовательно ярнбомбинг или уличное вязание (или бомбардировка пряжей) можно отнести к самому молодому направлению стрит-арта.
Сравнение уличного вязания с граффити носит, конечно же, образный характер. Вместо красок из спрей-баллончиков здесь используется разноцветная пряжа или вязаное (трикотажное) полотно, а в качестве художественного пространства — ни стены зданий и заборы, а различные предметы архитектуры (памятники, скульптуры, фонтаны, части зданий), ланшафта (деревья), и просто элементы городской культуры (скамейки, фонари, рекламные щиты, знаки остановки и т. п.).
Основополжницей или матерью ярнбомбинга является Магда Сайег (Magda Sayeg), вязальщица-самоучка и художник по текстилю в Остине (штат Техас, США). Магда обвязала ручку парадной двери своего магазина (см. фото 1), чтобы как-то изменить интерьер, сделать его менее скучным и более привлекательным.
Это понравилось прохожим и посетителям магазина, привлекло их внимание, что, в свою очередь, вдохновило саму Магду и ее друзей на развитие этого направления. Можно сказать, что с одной маленькой дверной ручки началось уличное вязание или ярнбомбинг. В октябре 2005 года Магда Сайег основала группу под названием Knitta Please, что означает приглашение в мир вязания (или просто — Knitta).
Было решено создавать что-то в виде граффити, но с использованием элементов вязания. При этом в качестве материала предполагалось использовать старую пряжу, которой у заядлой вязальщицы было в избытке. К своим изделим участники прикрепляли бирочки с надписью «I Love Knitta» или «Knitta please «. (фото 2)
Можно назвать несколько крупномасштабных проектов группы Knitta:
2006 год — участники обернули верхнюю часть опоры монорельсовой дороги в Нью-Йорке, при этом было использовано более 15 метров вязаного полотна, пожертвованного добровольцами;
май 2006 года — группа обернула вязаным полотном 25 деревьев на магистрали Аллен Парквей в Хьюстоне (Техас, США) в честь проведения ежегодного Автомобильного парада;
Позже для празднования 60-летия Бержера де Франса, первого изготовителя французской пряжи, группа была приглашена в Париж для оживления городских пейзажей вязаными изделиями. Во время своего пребывания в Париже группа отметила элементами вязаного граффити Собор Парижской Богоматери.
Вот некоторые работы, выполненные группой Knitta Please. (фото 3-5)
Просуществовала групп Knitta до 2007 года, насчитывая к этому времени 12 человек. Затем она распалась. Однако, сама Магда Сайег осталась верна своей идее и продолжает путешествовать и заниматься ярнбомбингом.
Рассказывая о своем творчестве, Магда подчеркивает, что ей нравится работать с мягким податливым материалом ручной работы. Существует преображение, которое происходит, когда она обертывает этим материалом тот или иной городской объект. Это взаимодействие изменяет объект, не меняя его изначального смысла, или наоборот, парализует его первоначальную функцию. В любом случае, это взаимодействие встряхивает мир вокруг нас, заставляет нас замечать предметы, на которые мы раньше не обращали внимания.
Сегодня Магда Сайег участвует в крупномасштабных ведущих проектах по всему миру, сотрудничая с такими брендами, как 7UP, Gap, Mini Cooper, Commes Des Garson, работает в комиссиях, участвует в выставках. Таких как Музей Триеннале Дизайн в Милане, Le M.U.R. в Париже и в Национальной галерее в Австралии.
В одном из интервью для ARTS & ENTERTAINMENT (апрель 2009 год) ей задали вопрос: «Как Вы решаете, где размещать вязаные полотна?»
Магда Сайег ответила, что это зависит от города. В Нью-Йорке, например, легко, т. к. там много достопримечательностей. Так она украсила там скамейки в Центральном Парке, знак «No Parking » на Тайм сквер, старую неработающую телефонную будку, надпись «Добро пожаловать на Манхэттен!» через мост Williamsburg.
В сотрудничестве с Open Space Alliance и городским департаментом Нью-Йорка была проведена трикотажная инсталляция Under the Williamsburg Bridge под руководством и при непосредственном участии Магды Сайег под названием “Plan Ahead”, лозунгом которой является: «Экологическое уличное искусство!».
Иногда объекты, которые она выбирает, имеют отношение к истории страны, в которой она находится.
Однако ее также привлекают и мельчайшие детали: заброшенный велосипедный замок, кусок водопроводной трубы у основания высотного здания и т. п.
Магде нравится обертывать вязаным полотном многочисленно повторяющиеся объекты городского пейзажа.
Магду Сайег вдохновляет творчество других художников и мастеров, с которыми она часто осуществлят совместные проекты. Например, с фотографом Dave Mead и керамистом Rayan McKerley
Одной из любимых тем Магды являются спирографы, которые подчас достигают размера от 20 до 50 футов (английская мера длины, 1 фут = 30,5 см).
Неожиданной и оригинальной явилась ее идея обвязать мячи для йоги.
Однажды Магду спросили, почему она любит вязать?
Она ответила, что любит вязать потому, что это вызывает теплые чувства, но не только. Когда она впервые обвязала холодную дверную ручку, то почувствовала себя уютно, комфортно и хорошо. И вязание для нее больше, чем мысли и амбиции. Нужны вещи, которые просто питают душу. Люди часто недооценивают это.
«Иногда смотришь на цветы, птицы в небе и улыбаешься. Такие визуальные вещи и нужны людям!».
Именно такие визуальные работы, приносящие просто радость и стремится создавать Магда Сайег с помощью ярнбомбинга!