История развития вязания спицами в Европе до 19 в.

готика 2

История развития вязания спицами в Европе уходит глубоко  корнями в раннее средневековье. Однако среди исследователей нет единого мнения о том, откуда же вязание спицами пришло в Европу. Одни специалисты считают, что вязание спицами вначале распространилось в Италии благодаря крестовым походам (1095-1270г.г.). Лишь позднее оно попало в Испанию и далее в Европу. Другие полагают, что вязание спицами было превнесено вначале в Испанию арабами, которые завоевали ее в 711-718 г.г. и были изгнаны только в 1492 г. А уже затем из Испании распространилось по всей Европе.

В пользу последней версии можно привести цитату из онлайн каталога Музея Виктории и Альберта в Лондоне: «Самые ранние объекты были найдены в Испании, и мы думаем, что ремесло было введено через исламскую культуру из Северной Африки».

Известно также, что самые ранние вязаные изделия в Европе были сделаны мусульманскими вязальщиками для испанских христианских королевских семей. В гробнице аббатства Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Уелгас (Santa María la Real de Las Huelgas) недалеко от Бургоса, было найдено несколько предметов, демонстрирующих высокий уровень мастерства вязания мусульман.

Например, вязаная наволочка из гробницы принца Фер­нандо де ла Серды (Fernando de la Cerda), умершего в 1275 году. (фото 1)

kart11
Фото 1. Наволочка из гробницы испанского принца Фернандо де ла Серды, умершего в 1275году.

Наволочка связана спицами очень тонкой нитью. Удивительно, что плотность вязаного полотна сравнима с плотностью вязания современного трикотажа (20 петель на дюйм).

В 14 веке вязание спицами уже занимало важное место в жизни людей Европы. Именно в этот период появляется три изображения вяжущей Девы Марии, выполненные тремя известными живописцами: двое из которых итальянцы, Томмадо де Модена (1325-1379) и Амброджо Лоренцетти (1295-1348), а третий – немецкий мастер Бертрам из Миндена (1345-1415).

мадонна 1
(Фото 2. «Святое семейство» Амброджо Лоренцетти, около 1345 г., Музей Мирмана, Гаага, Нидерланды.

На картине «Святое семейство» художника А. Лоренцетти видно, что Дева Мария занимается вязанием. Однако нет деталировки и практически невозможно понять, что она вяжет и на скольких спицах. (фото 2)

алтарь2
Фото 3. Алтарь, правое крыло алтаря с вяжущей Мадонной. Томмадо да Модена, 14 век, темпера и золото на дереве, Национальная картинная  галерея, Болонья, Италия

Хотя детали процесса вязания в руках Мадонны мало проработаны, тем не менее видно, что вязание ведется по кругу на 4-х спицах. Судя по размеру отверстия, можно предположить, что это будущая туника для Младенца Христа. (фото 3)

алтарь3
Фото 4. «Посещение ангелов». Роспись правого крыла алтаря из Букстехуде. Автор Бертрам из Миндена, 1400-1410 гг.

Бертрам изобразил процесс вязания Девы Марии с пониманием и точностью, Мы прекрасно можем увидеть, что Мадонна обвязывает горловину туники по кругу на 4-х длинных спицах.    (фото 4)

Работы этих мастеров убедительно говорят нам, что в 14 веке по крайней мере в Италии и Германии были знакомы с вязанием спицами по кругу.

В 15 веке в таких странах как Испания, Италия, Франция, Южная Голландия и Англия были созданы первые гильдии вязальщиков.

Первоначально в Европе вязание считалось сугубо мужским занятием. К работе могли быть допущены только мужчины, прошедшие длительный путь обучения, и сумевшие доказать свое мастерство, сдав трудный экзамен.

Далее вязание продолжает развиваться и к 16 веку становится хорошо известным практически во всех странах Европы.

Наиболее востребованным изделием вязального мастерства в средневековой Европе являлись чулки. Вязальные мастерские вязали в основном именно чулки. Можно сказать, что чулки были писком моды в ту эпоху.

Родиной чулок принято считать Испанию. Во время войн с испанцами в XIII—XIV веках с искусством вязки чулок познакомилась и Европа. До того времени европейцы обматывали ноги ноговицами из кожи или ткани. Простолюдины обходились обмотками. Чулки и носки стоили очень дорого.Так шведский король Эрик (1566 г) имел 27 пар вязаных носков из Испании. Каждая пара стоила годового жалования его камердинера.

Чулки носили в чопорной Англии знать и короли: Генрих 4, Генрих 8, королева Елизавета. Вязаные чулки были популярны и в Испании, и в законодательнице мод Франции (Карл 9, Генрих 3).

Чуть позже приходит мода и на вязаные перчатки, жакеты, штаны. Причем для высших слоев населения вязали из очень тонких и дорогих шелковых нитей, а для бедняков из шерстяных.

В музеях мира сохранилось очень много артефактов 16-17 веков (чулок, перчаток, жакетов), связанных из очень тонкой шелковой нити с большой плотностью. Как правило они украшены узорами из нитей, покрытых золотой или серебряной фольгой. Они поражают своей сложностью и красотой! Обратимся к некоторым из них.

О высоком уровне вязания в ту эпоху говорят нам епископские или литургические перчатки. Литургические перчатки надевали епископы и другие прелаты, во время ношения митры и снимали для освещения хлеба и вина во время мессы. Причем зеленые перчатки носили в обычные дни, а красные – на рождественские и пасхальные праздники.

Самые ранние образцы сохранившихся епископских перчаток датируются 16 веком.

перч.1
Фото 5. Литургические перчатки красного цвета. Шелк, серебряные полоски, ручное вязание. Испания, конец 16 начало 17 в. Музей Виктории и Альберта, Великобритания. (ссылка 1)

Эта пара испанских перчаток является одним из лучших образцов епископских перчаток. Связаны они по кругу чулочной гладью из красного шелка и нитью желтого шелка, частично завернутой в серебряную фольгу. (фото 5)

Picture 006
Фото 6. Епископские перчатки зеленого цвета. Шелк, металл. Европа, последняя четверть 17 в. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США. (ссылка 2)

Это пример еще одних литургических перчаток, зеленый цвет которых говорит о том, что они предназначены для ношения в обычные дни. По краю пальцев прикреплена плетеная тесьма, которая имитирует линию швов как на кожаных шитых перчатках. (2)

Невозможно обойти вниманием вязаные женские перчатки той эпохи! Интересно, что их сохранилось гораздо меньше в музейных собраниях, чем мужских церковных перчаток. Это объясняют тем, что по канонам того времени, женские перчатки не могли быть украшены столь богато, как мужские литургические. По этой причине женские перчатки представляли меньший интерес для коллекционеров.

перч.5
Фото 7. Пара женских перчаток. Шелк, вязание, вышивание, бобинные кружева. Европа, 1650-1700гг. Музей изящных искусств, Бостон.

На этих перчатках в отличие от литургических все узоры не вывязаны, а вышиты швом «петля в петлю». Есть участки, сделанные крестиком. Край украшен бобинным (коклюшным) кружевом.(см. фото 7)

перч.6
Фото 8. Пара дамских перчаток. Шелковые красные, золоченые и серебряные нити. Вязание. Италия, вторая половина 17 в. Музей мод, Лондон, Великобритания.

В отличие от предыдущих перчаток, узоры красных итальянских перчаток вывязаны контрастными золочеными и серебряными нитями, что было характерно для вязаных предметов 17 в. (фото 8)

Одним из самых ранних предметов вязаной одежды являются вязаные желтые штаны, хранящиеся в Оружейной палате в Дрездене.

штаны1
Фото 9. Мужские штаны. Желтый шелк,двухслойная подкладка из желтой шерстяной ткани и некрашеной кожи козы; ручное вязание. Саксония, 1552-1555 гг. Оружейная палата, Дрезденское собрание произведений искусств, Германия. (ссылка 3)

Эти штаны были изготовлены в 1552-1555 гг. для курфюрста Августа Саксонского. (фото 9)

Ярким примером высочайшего уровня мастерства ручного вязания в Европе 16-17 вв. являются вязаные жакеты. Как правило выглядели они очень роскошно и стоили дорого. Однако по мнению специалистов вязаные жакеты того времени являлись неформальным видом одежды. Носили их как мужчины, так и женщины, но только в домашней обстановке. (фото 10)

жакет 1
Фото 10. Женский жакет. Шелк, ручное вязание. Италия, 1630-1650 гг.Галерея текстиля и костюма Патрисии Харрис. Выставка в музее Онтарио, Канада, 2011 г.

Бурное развитие вязания в 17 веке объясняется появлением новых технологий в обработке металлов. В связи с этим стало возможным массовое производство вязальных спиц, что сделало вязание более доступным и массовым.

Вязание начинает занимать важное место среди других ремесел в Европе! Резко увеличивается число гильдий мастеров-вязальщиков.

Первая вязальная машина появилась еще в 16 веке. Ее изобрел английский священник Уильям Ли в 1589 году в Англии. (фото 11)

вяз.маш2
Фото 11. Первая вязальная машина Уильяма Ли. 1589г. Англия.

История этого изобретения и жизни самого изобретателя очень интересна. Теолог Уильям Ли, выпускник Кембриджа и современник Шекспира, влюбился в девушку-вязальщицу. Девушка была настолько занята на работе, что у нее не оставалось времени на свидания. Молодой ученый решил облегчить участь своей любимой и придумать машину, которая бы выполняла работу за 10 вязальщиц. И ему это удалось.

Правда Английской королеве Елизавете 1 чулки, изготовленные на этой машинке показались слишком грубыми по сравнению со связанными вручную. Она отказала мастеру в патенте и посоветовала зарабатывать на жизнь «честным трудом». Действительно вязание происходило на толстых иглах, поэтому полотно получалось грубым. Технологии того времени не позволяли производить более тонкие иглы для машинного вязания. Но Уильям Ли не растерялся и переехал во Францию, где основал в столице Нормандии Руане первую в мире трикотажную мастерскую. Принцип работы первой вязальной машины сохранился и используется до сих пор.

В 18 веке во Франции была изобретена первая в мире круговая трикотажная машина, которая вязала полотно в виде трубы.

трикотаж
Фото 12. Первая в мире круговая трикотажная машина. Конец 18 в. Франция.

Из связанного на этой машине трикотажного полотна в виде трубы выкраивали первую трикотажную одежду. А связанные на этой машине чулки отличались качеством и дешевизной. Связанный на машине трикотаж значительно потеснил ручное вязание.

С этого момента ручное вязание спицами переходит из разряда промышленного в разряд домашнего.

Можно сказать, что звезда ручного вязания спицами, как вида цехового производства с 19 века пошла на закат, уступая место восхождению звезды такого вида рукоделия, как вязание крючком. Но об это смотрите подробнее в статье, посвященной истории возникновения вязания крючком.

Ссылки.

  1. http://collections.vam.ac.uk/item/O107792/pair-of-gloves-unknown
  2. http://www.mfa.org/collections/object/pair-of-womens-knitted-gloves-46696